Логопедический сайт БОЛТУНИШКА: http://www.
Автор данного комплекса упражнений:
Дыхательные упражнения и игры
"БЕГЕМОТИК".
Цель: улучшить функцию внешнего
дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в
положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит
рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики
дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в
положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали
животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
"КАЧЕЛИ".
Цель: улучшить функцию внешнего
дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки
небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в
положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый
произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Методические указания. В играх
"Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.
"НЫРЯЛЬЩИКИ ЗА
ЖЕМЧУГОМ".
Цель: улучшить функцию внешнего
дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.
Объявляется, что на морском дне
лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать
дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных
выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами
нос и приседает до желания сделать выдох.
"ДЫХАНИЕ".
Цель: улучшить функцию внешнего
дыхания, осваивать носовое дыхание.
Оборудование: картинки с
изображением птиц, животных, людей, растений.
Ребенок находится в положении
сидя. Взрослый произносит рифмовку:
Носиком дышу свободно,
Тише - громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
"ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ".
Цель: выработать более глубокий
вдох и более длительный выдох.
Оборудование: "мячи"
из ваты, кубики.
Из кусочков ваты скатать шарик
- "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь
"забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.
"ЛИСТОПАД".
Цель: выработать более глубокий
вдох и более длительный выдох.
Оборудование: листочки из
тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой
цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать
листочки с ладони.
"СНЕГОПАД".
Цель: выработать более глубокий
вдох и более длительный выдох.
Оборудование:
"снежки" из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики -
"снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить
снегопад" - сдувать снежинки с ладони.
"КОРАБЛИК".
Цель: выработать более глубокий
вдох и более длительный выдох.
Оборудование: бумажный
кораблик, таз с водой.
Пустить в таз с водой легкий
бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый
произносит русскую народную поговорку:
Ветерок, ветерок, натяни
парусок!
Кораблик гони до Волги-реки.
"ЯБЛОНЯ".
Цель: развивать слуховое
внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять
согласованные движения руками.
Педагог читает сказку, дети
выполняют движения по тексту:
Есть сказка новая у нас -
интереснейший рассказ.
Про то, как яблоня росла, и
каждый год весной цвела,
Все лето яблоки висели и потихоньку
дружно спели.
А эта яблоня какая? Да, да,
красивая, большая,
И много у нее ветвей, совсем
как руки у детей.
(Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу.
Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).
Солнце ласково нас греет,
быстро яблоки поспеют.
Вы посмотрите-ка на них, как
много яблок здесь больших.
(Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).
Что-то ветер разыгрался и
раздулся, разгулялся.
(Дети покачивают руками из стороны в сторону).
Надо ветру помогать, тоже будем
поддувать,
Носом воздух набираем, через
ротик выпускаем.
Сразу яблоки упали и о землю
застучали,
Вдруг, откуда ни возьмись,
здесь зверята собрались,
Быстро яблоки съедают, в лес
обратно убегают.
(Топают ногами).
Одно яблоко осталось, повисело
еще малость,
Дальше с яблони свалилось, по
дорожке покатилось.
Посмотреть на белый свет,
хочешь верь, а хочешь нет.
"ЛЕСНАЯ АЗБУКА".
Цель: развивать фонационный
(озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.
К детям в гости приходит
персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют
за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:
"У-У-У" - идет
недобрый человек, его надо прогнать (топать
ногами).
"А-У-У" - путник
заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать
руками по бедрам, будто сучья трещат).
"Ы-Ы-Ы" - пришло
время всем собраться на поляне (хлопать
в ладоши).