«Нам сегодня нужен не тот, у кого
сильный кулак, а тот , у кого сильный ум, сильный интеллект».
Академик Д.С.Лихачев
Введение
В наше время перед любым учителем и классным руководителем
встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене
ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше
общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие,
прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не
обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только
положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.
В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания
относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в
педагогическом, но и социальном плане. Задача духовно-нравственного воспитания
подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения,
необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Возрождение России, поддержание ее статуса
как великой державы сегодня связано не только с решением политических,
экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в
человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся
российской ментальности.
Духовно-нравственное воспитание
учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной
системы и представляет собой важный компонент социального заказа для
образования.
Общество нуждается в подготовке
широко образованных высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями,
но и прекрасными чертами личности.
В современном мире ребенок
развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу
нравственности.
Образование не гарантирует
высокого уровня нравственной воспитанности.
Нравственные знания информируют
ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о
последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для
окружающих людей.
Все сказанное учитывается в федеральных государственных
образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в
"Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России": "Важнейшей целью современного отечественного образования и
одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание,
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина
России".
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к
Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому
себе, и, соответственно, развитие общечеловеческие ценностей: патриотизма,
толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое
уважение к людям.
Цель духовно-нравственного развития и
воспитания детей должна быть направлена на становления и дальнейшее развития нравственного,
ответственного и инициативного ученика.
Задачи
воспитания школьников определяются
в трёх основных областях:
-
в области формирования личностной культуры,
- в области формирования социальной
культуры,
- в области формирования семейной
культуры.
Принципы духовно-нравственного воспитания.
·
Воспитание
на традициях.
·
Принцип
сотрудничества.
·
Принцип
целостности учебно-воспитательного процесса.
·
Системно-организованный
подход.
·
Личностно-ориентированный
подход.
·
Принцип
сохранения исторической памяти.
Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:
·
Военно-патриотическое
·
Художественно-эстетическое
·
Туристско-краеведческое
·
Спортивно-оздоровительное
·
Научно-познавательное.
Все основные направления духовно-нравственного воспитания в
нашей школе реализуются не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Формами проведения внеурочной
деятельности являются: кружки, работа классных руководителей (классные часы,
беседы, круглые столы), общешкольные мероприятия: Дни Здоровья, подготовка и
проведение традиционных праздничных мероприятий (День Знаний, Осенний бал,
Новый год, «А ну-ка, мальчики», «Мисс школы», Последний звонок, Общешкольный
поход на природу) и др.
Частью духовного воспитания является патриотическое
воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной
гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского
государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности
служить Отечеству. В этом плане в школе проводится немало мероприятий, в
которых обучающиеся принимают самое активное участие. Наиболее яркие из них: месячник
оборонно-массовой и спортивной работы, «Зимняя зарница», юнармейское движение
«Зарница», неделя истории, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, уроки Памяти, смотр строя
и песни, акции "Письмо
ветерану", "Подарок ветерану", конкурсы рисунков "Война глазами
детей" и многие другие.
В школе работают 10 кружков, которые тесно связаны с
духовно-нравственным воспитанием обучающихся. Программы разработаны по
интересам и возрастным особенностям обучающихся.
В
кружках «Техническое моделирование» и «Хоровой» реализуется
художественно-эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание способствует
формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и
природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их
мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности,
дисциплинированности.
Кружок
«Спортивные игры» и внеклассная работа по физической культуре способствует
реализации спортивно-оздоровительного направления. Реализация внеурочной
деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это не только занятия
спортом, но и обучение школьников бережному отношению к своему здоровью,
начиная с раннего детства.
В
школе функционирует отряд ЮИД «Светофор». Отряды юных инспекторов движения - добровольные объединения
школьников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности,
высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого
привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения среди детей
младшего и среднего возраста.
Заключение
Таким образом, духовно-нравственное воспитание является
одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает
вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в
жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Детство всегда с надеждой обращено в
будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы
взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к
Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Литература:
1. Соловцова И.А. Духовное воспитание
школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова
//Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. – Волгоград: Изд-во
ВГИПК РО, 2004. – С. 49.
2. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные
ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский – М.: РИО
МГТА, 2003.
3. «Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России». ФГОС второго поколения.
Материал подготовила Макарова Альбина Александровна, учитель первой квалификационной категории