«Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности»

«Нам сегодня нужен не тот, у кого сильный кулак, а тот , у кого сильный ум, сильный интеллект».

Академик Д.С.Лихачев

Введение

В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

 

 

 

 

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Общество нуждается в подготовке широко образованных высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных   источников сильного воздействия на него  как позитивного, так и негативного  характера на еще только формирующуюся  сферу  нравственности.

Образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России": "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие общечеловеческие ценностей: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

 Цель духовно-нравственного развития и воспитания детей должна быть направлена на становления и  дальнейшее развития нравственного, ответственного и инициативного  ученика.

  Задачи воспитания школьников определяются  в  трёх основных областях:

-  в области формирования личностной культуры,

- в области формирования социальной культуры,

- в области формирования семейной культуры.

Принципы духовно-нравственного воспитания.

·             Воспитание на традициях.

·             Принцип сотрудничества.

·             Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

·             Системно-организованный подход.

·             Личностно-ориентированный подход.

·             Принцип сохранения исторической памяти.

Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:

·             Военно-патриотическое

·             Художественно-эстетическое

·             Туристско-краеведческое

·             Спортивно-оздоровительное

·             Научно-познавательное.

Все основные направления духовно-нравственного воспитания в нашей школе реализуются не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Формами проведения внеурочной деятельности являются: кружки, работа классных руководителей (классные часы, беседы, круглые столы), общешкольные мероприятия: Дни Здоровья, подготовка и проведение традиционных праздничных мероприятий (День Знаний, Осенний бал, Новый год, «А ну-ка, мальчики», «Мисс школы», Последний звонок, Общешкольный поход на природу) и др.

Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству. В этом плане в школе проводится немало мероприятий, в которых обучающиеся принимают самое активное участие. Наиболее яркие из них: месячник оборонно-массовой и спортивной работы, «Зимняя зарница», юнармейское движение «Зарница», неделя истории, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, уроки Памяти, смотр строя и песни,  акции "Письмо ветерану", "Подарок ветерану", конкурсы рисунков "Война глазами детей" и многие другие.

В школе работают 10 кружков, которые тесно связаны   с духовно-нравственным воспитанием обучающихся. Программы разработаны по интересам и возрастным особенностям обучающихся.

В кружках «Техническое моделирование» и «Хоровой» реализуется художественно-эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Кружок «Спортивные игры» и внеклассная работа по физической культуре способствует реализации спортивно-оздоровительного направления. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это не только занятия спортом, но и обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.

В школе функционирует отряд ЮИД «Светофор». Отряды юных инспекторов движения - добровольные объединения школьников, которые создаются с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды безопасного поведения среди детей младшего и среднего возраста.

 

Заключение

Таким образом, духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Литература:

1. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – С. 49.

2. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский – М.: РИО МГТА, 2003.

3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». ФГОС второго поколения. 

Материал подготовила Макарова Альбина Александровна,  учитель первой квалификационной категории